Войти
Главная / Napravleniya Obrazovaniya / Obshchee Obrazovanie / Сглаживая острые углы: В Астрахани обсудили, как сделать образовательную среду психологически комфортной

Сглаживая острые углы: В Астрахани обсудили, как сделать образовательную среду психологически комфортной

Накануне в стенах Института развития образования Астраханской области прошёл круглый стол, главной задачей которого было выяснить, как сделать взаимоотношения между учителями, учениками и родителями более комфортными и продуктивными. Эта встреча директоров школ, педагогов, психологов и медиаторов как нельзя кстати соответствовала общей тематике областной педагогической недели - «Комфортная образовательная среда». 

Доцент кафедры общей и когнитивной психологии АГУ Наталья Мясникина привела не самые радужные данные исследования, организованного вузом. Психологи провели опрос среди школьников 8, 9 и 11 классов и выяснили, что почти четверть восьмиклассников оценивает пребывание в школе как негативное, а почти половина выпускников 11-х классов (46%) процесс обучения назвали неинтересным. Более того, большая часть школьников (52%) чувствует себя незащищённой от конфликтов с одноклассниками, ещё 43% испытывают то же самое по отношению к учителям. Правда, тут стоит сделать скидку на возраст: 11-классников в целом труднее заинтересовать учёбой, нежели учеников 8-х классов (77% этих детей вшколе учиться интересно). Данные статистики суицидов вообще ужасают: за этот год пятеро детей погибли, ещё 10 пытались покончить с собой. Эксперты уверены: во многом такие показатели связаны с нездоровой психологической обстановкой дома или в школе, то есть в образовательной среде.  

В ходе пленарного заседания и тренинговых секций специалисты пытались разобраться в том, как помочь ребёнку быть услышанным родителями и учителями. Эксперты обсудили принципы работы школьной медиации, причины возникновения девиантного поведения у детей и его профилактику, методы предотвращения насилия в школе, способы защиты детей от негативного воздействия Интернета и многое другое. Почти все выступления и работы в микрогруппах носили практический характер.

Кроме того, министр образования и науки региона Виталий Гутман обратил внимание собравшихся и на другие аспекты школьной жизни, которые, казалось бы, никак не связаны с возможными конфликтами в треугольнике «родитель-ученик-учитель». Обращаясь к участникам встречи, он подчеркнул: главным в учебном процессе должен быть ребёнок, его интересы, возможности и проблемы. «Очень важно создать для него комфортные условия пребывания в школе, чтобы у ученика не сформировалось отторжения и нежелания учиться. В школе ребёнку должно быть интересно - только так он начнёт тянуться к знаниям и перестанет негативно относиться к образованию», - отметил министр. 

В качестве примера Виталий Гутман привёл внеурочную деятельность, которая и призвана разнообразить образовательный процесс. Однако зачастую всевозможные кружки и секции работают в школе по инерции, по старинке, потому что аналогичные активности были здесь на протяжении многих лет. Между тем, потребности и запросы детей и родителей меняются, кружки становятся неинтересными и неактуальными, школьников в них заводят против их желания, что не имеет ничего общего с развитием личности. В некоторых случаях внеурочная работа и вовсе заменяют натаскиванием к экзаменам. Всё это формирует у ребёнка стойкое неприятие школьной системы. 

От всех этих перегибов необходимо уходить, считает Гутман, поскольку в скором времени, когда вся Астраханская область перейдёт на односменное обучение, школы должны будут стать центрами допобразования. «Почему бы не возродить, к примеру, русские ремёсла или ввести какие-то семейные кружки, в которых ребёнок, учитель и родители трудились бы вместе? В идеале в школах должны появиться общественные пространства, которые бы функционировали даже в выходные. Пусть сюда приходят семьями, общаются, занимаются полезным делом: рукоделием, флористикой, ремёслами - то есть тем, что им интересно, на что есть спрос. Я не говорю о каких-то запредельных дорогих ремонтах и оборудовании: это может быть красивая цветочная клумба и несколько лавочек вокруг», - предложил глава минобрнауки.

По мнению Виталия Гутмана, комфортная образовательная среда создана в той школе, где ребёнку приятно и интересно находиться. В таком случае дети уважают своё учебное заведение и своих учителей, и риск конфликтов снижается.

Тэги:

в центре внимания
14.12.2018, 09:47
Учёные АГУ получили престижную государственную награду
13.12.2018, 17:07
На базе АГУ двенадцать вузов объединились в консорциум
Все новости >> актуальные документы Все документы >> контакты

Адрес: 414000, г. Астрахань, ул. Адмиралтейская, д. 21

Тел. приемной министра: 52-37-26

вакансии в школах Все вакансии >>