Войти
Главная / Инклюзивное и специальное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов по итогам 2017/2018 учебного года

Инклюзивное и специальное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов по итогам 2017/2018 учебного года

Обеспечение реализации конституционного права на образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) осуществляется министерством образования и науки Астраханской области (далее – министерство) в соответствии с Федеральными законами № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» и № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В целях обеспечения образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на территории Астраханской области осуществляются необходимые мероприятия по созданию специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Региональным институтом образования организовано проведение обучающих мероприятий для руководителей образовательных организаций и педагогических работников. Организаторами различных мероприятий по повышению квалификации выступали как специалисты института, так и ведущие ученые России в области инклюзивного образования.

На территории Астраханской области реализуются Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В 127 общеобразовательных организациях Астраханской области обучается 1564 ребенка с ОВЗ, в том числе 220 детей-инвалидов, в 2017/2018 учебном году образование на дому, в медицинских организациях, а также в форме семейного образования получили 606 детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

В соответствии с потребностями общеобразовательных организаций региона в 2016 и 2017 годах было приобретено более 8,5 тыс. специальных учебников, по всем учебным предметам, включенных в федеральный перечень учебников, на общую сумму более 4 млн. рублей. В рамках долгосрочного контракта с АО «Издательство «Просвещение» профинансировано более 1,5 млн. рублей на обеспечение реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В случае возникновения вопросов предоставления специальных образовательных услуг осуществляется сетевое взаимодействие между образовательными учреждениями, направленное на подготовку ребенка-инвалида к успешной интеграции в общество здоровых людей.

В систему сетевого взаимодействия включены общеобразовательные организации, организации дополнительного образования, учреждения культуры и спорта. Используется кадровый потенциал школ, осуществляющих обучение по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Большинство кружков и секций имеют инклюзивную направленность, создаются условия для реализации внеурочных индивидуальных потребностей и образовательных потребностей каждого обучающегося.

Работа по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся проводится регулярно и осуществляется в соответствии с планами воспитательной работы образовательных учреждений, а также в рамках совместных планов работы с учреждениями здравоохранения, культуры.

Мероприятия, проводимые педагогами-психологами и социальными педагогами, направлены не только на оказание психолого-педагогической помощи обучающими, но и их родителям, отдельное внимание уделяется работе с замещающими семьями. Так, вышеуказанными специалистами проводятся групповые и индивидуальные консультации для родителей (законных представителей) по вопросам обучения и воспитания детей и подростков, коррекция детско-родительских отношений, оказывается консультативная помощь в период подготовки и сдачи государственной итоговой аттестации.

В соответствии с пунктом 37 приказа Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования», пунктом 34 приказа Приказа Минобрнауки России от 25.12.2013 № 1394 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» для обучающихся, выпускников прошлых лет с ОВЗ, обучающихся, выпускников прошлых лет детей-инвалидов и инвалидов, а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении проведение ГИА организуется в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.

Общее количество выпускников 2017/2018 учебного года, сдавших ГИА-9 составило 10482 человека, из которых 184 обучающихся это дети с ОВЗ и дети-инвалиды.

Общее количество, сдавших ГИА-11 составило 4321 человека (3865 человек выпускники 2017/2018 учебного года, 380 человек — выпускники прошлых лет, 76 — выпускники организаций среднего профессионального образования), из которых 25 обучающихся, дети с ОВЗ и дети-инвалиды.

В ведении министерства находится 9 общеобразовательных школ-интернатов (далее школы-интернаты), осуществляющих реализацию, в том числе, адаптированных основных общеобразовательных программ (далее – АООП) для детей с ограниченными возможностями здоровья. Обеспеченность школ-интернатов кадровым составом с соответствующим повышением квалификации: 100% - в 9 школах-интернатах.

Кол-во обучающихся на конец 2017/2018 учебного года составило 1661 человек, из них 1287 обучающихся, это дети с ОВЗ и дети-инвалиды (обучаются на дому — 87 чел).

Организация образовательного процесса при обучении детей на дому в  школе-интернате регламентируется индивидуальным учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий.

Индивидуальный учебный план для каждого обучающегося, находящегося на индивидуальном обучении, разрабатывается в соответствии с программой обучения, рекомендованной ПМПК.

Распределение часов по учебным предметам осуществляется образовательным учреждением с учетом индивидуальных потребностей и психофизических возможностей ребенка. Индивидуальный учебный план охватывает все обязательные предметные области федеральных государственных образовательных стандартов.

В рамках соглашений о сетевом взаимодействии и сотрудничестве с организациями дополнительного образования разработаны дополнительные общеразвивающие программы социально-педагогической направленности – программы проведения занятий по иппотерапии «Поводья жизни» и канистерапии «Играем и учимся с собакой», способствующие комплексному решению проблем психо-эмоциональной сферы, социальной реабилитации, максимальной адаптации и интеграции детей с расстройствами аутистического  спектра и интеллектуальными нарушениями в общество.

Организация профориентационной работы в образовательных организациях с обучающимися, воспитанниками, имеющими инвалидность и ОВЗ, осуществляется при тесном сотрудничестве со службами занятости населения, расположенными в муниципальных районах Астраханской области.

Выпускники общеобразовательных школ-интернатов для детей с ОВЗ получают профессии профподготовки (швея, маляр, столяр строительный, кулинар, обработчик рыбы, слесарь-сантехник), обучаясь интегрировано по специализированным программам без получения среднего (полного) общего образования. Срок обучения 10 месяцев.

В Астраханской области осуществляет деятельность ГБОУ АО СПО «Астраханский губернский техникум», созданный для удовлетворения потребностей предприятий и организаций области в квалифицированных рабочих, служащих и специалистах среднего звена, а также в целях создания безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья в получении качественных образовательных услуг дошкольного, начального, основного и среднего общего и профессионального образования.

В техникуме получают образование совместно со здоровыми сверстниками инвалиды и граждане с ограниченными возможностями здоровья и выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с проблемами интеллектуального развития.

Техникум реализует многоуровневое обучение по профессиям, специальностям с обеспечением комплекса медико-психолого-реабилитационных услуг, направленных на успешную социализацию. При этом обеспечивается интегрированное и инклюзивное обучение с участием в образовательном процессе сурдопедагогов, тифлопедагогов, педагогов-дефектологов.

 

Количество обучающихся с умственной отсталостью с разбивкой по профессиям подготовки (2017/2018 учебный год)

 

ГАОУ АО ВО «Астраханский государственный архитектурно-строительный университет» (Колледж жилищно-коммунального хозяйства)

Наименование программы профессиональной подготовки

Количество обучающихся

Количество выпускников

Столяр

-

6

Штукатур

-

8

Итого

-

14

ГБПОУ АО «Астраханский колледж профессиональных технологий»

Наименование программы профессиональной подготовки

Количество обучающихся

Количество выпускников

Монтажник санитарно-технических систем и оборудования

30

24

Столяр

15

13

Итого

45

37

ГБПОУ АО «Астраханский технологический техникум»

Наименование программы профессиональной подготовки

Количество обучающихся

Количество выпускников

Портной

35

13

Кулинар изделий из рыбы и морепродуктов

7

7

Итого

42

2

ГБПОУ АО «Астраханский губернский техникум»

Наименование программы профессиональной подготовки

Количество обучающихся

Количество выпускников

Столяр

-

13

Штукатур-маляр

-

10

Швея

-

8

Итого

-

31

ГБПОУ АО «Камызякский сельскохозяйственный колледж»

Наименование программы профессиональной подготовки

Количество обучающихся

Количество выпускников

Штукатур

7

-

Портной

5

-

Плотник

6

-

Маляр

6

-

Итого

24

-

 

В целях проведения работы по решению проблем, связанных с формированием универсальной безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов и организацией инклюзивной формы образования с 2015 года ведется целенаправленная работа с муниципальными образованиями, заключаются Соглашения между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Астраханской области о предоставлении бюджету Астраханской области из федерального бюджета субсидии на реализацию мероприятий в сфере обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

В соответствии с условиями предоставления субсидии на мероприятие по созданию условий для получения детьми-инвалидами качественного образования государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы, 15.02.2017 № 149-08-072 было заключено Соглашение между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Астраханской области о предоставлении бюджету Астраханской области из федерального бюджета субсидии на реализацию мероприятий в сфере обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в размере 17456100,00 рублей. В данном проекте участвовали 3 муниципалитета («Город Астрахань», «Икрянинский район», «Приволжский район») и подведомственные министерству образования и науки Астраханской области образовательные организации: ГАУДО «Астраханский областной центр развития творчества», ГАУ АОДО «Эколого-биологический центр».

Средства субсидии направлены на создание архитектурной доступности (устройство пандусов, расширение дверных проемов, замену напольных покрытий, демонтаж дверных порогов, установку перил вдоль стен внутри здания, устройство разметки, оборудование санитарно-гигиенических помещений, переоборудование и приспособление раздевалок, спортивных и актовых залов, столовых, библиотек, учебных кабинетов, кабинетов педагогов-психологов, учителей-логопедов, комнат психологической разгрузки, медицинских кабинетов, создание информационных уголков с учетом особых потребностей детей-инвалидов, установка подъемных устройств и т. д.), приобретение специального учебного, реабилитационного, компьютерного оборудования в соответствии с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей детей-инвалидов и детей с ОВЗ, оснащение кабинетов педагога-психолога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога, кабинета психологической разгрузки (сенсорной комнаты), приобретение учебников для реализации адаптированных образовательных программ.

в центре внимания
14.12.2018, 09:47
Учёные АГУ получили престижную государственную награду
13.12.2018, 17:07
На базе АГУ двенадцать вузов объединились в консорциум
Все новости >> актуальные документы Все документы >> контакты

Адрес: 414000, г. Астрахань, ул. Адмиралтейская, д. 21

Тел. приемной министра: 52-37-26

вакансии в школах Все вакансии >>